avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Восхождение на Храмовую гору.
avderin
К своему стыду, прожив полгода в Иерусалиме, я ни разу не побывал на Храмовой горе. Те разы, когда я бывал около Стены Плача (а туристов пускают на гору только с этой стороны) вход был закрыт. Когда я пытался пройти с другой стороны -- меня остановили, сказали, здесь только для правоверных (то есть, мусульман). Видимо, физиономией и костюмом я мало похож на местного мусульманина.
Вообще, в путеводителях по Иерусалиму мусульманским святыням уделено непропорционально мало места. Как я понимаю, продиктовано это, прежде всего, сложностью их посещения. По поводу Храмовой горы и расположенной на ней мечети Аль-Акса в путеводителях пишут, что вход туристам до 10 утра. Но при этом имейте в виду, что вас могут туда пустить, а могут -- и не пустить.

Изогнутая, поднимающаяся вверх крытая галерея прямо под Золотым куполом ведёт от Стены Плача на Храмовую гору. Арки на переднем плане -- это контрольно-пропускные пункты. Вход к стене и на гору через рамку, как в аэропорту, сумки просвечивают рентгеном. Полиция опасается религиозного экстремизма.



Когда у меня появилась возможность поучаствовать в проводимом ассоциацией "Место встречи" http://mesto.org.il/ восхождении на гору, я, естественно, тут же откликнулся. Восхождение -- не потому, что гора высокая -- к ней идёт вполне комфортабельный пандус. Просто для религиозного еврея -- это не просто прогулка. Это прикосновение к истокам. Присоединившись к группе, и я, совершенно нерелигиозный человек, как бы согласился играть по её правилам.

К сожалению, погода преподнесла нам пренеприятнейший сюрприз. В виде дождя. Поэтому я даже не смог остаться на горе после завершения мероприятия. И побродить -- как планировал раньше. Уже через 15 минут все успели промокнуть почти насквозь. Фотографировать под дождём тоже было сложновато. Так что данный пост посвящён вовсе не достопримечательностям Храмовой горы, а именно восхождению на неё.

Вид на пандус изнутри.
Иудею нельзя находиться на горе в кожаной обуви. Раньше, видимо, в храм входили босыми. Нынче можно взять с собой резиновые или пластиковые тапочки. Думаю, и обычай разуваться перед входом в мечеть уходит корнями во времена иудейского храма.



Началось восхождение с посещения бассейна для ритуального омовения -- миквы. Внизу, в Старом городе. Заведение похоже на небольшую баню: с двумя, заполненными определённым количеством дождевой воды (водопроводную можно использовать только для долива сверх этого объёма) небольшими (приблизительно полтора на три метра) бассейнами. Один с прохладной водой, другой с подогретой -- можно выбрать по своему вкусу. Сперва человек моется под душем, потом заходит в бассейн и окунается с головой. Обязательно надо снять с себя всё (вплоть до обручального кольца) и, поджав ноги, хотя бы на мгновение зависнуть в толще воды, не прикасаясь ни к чему. Посещение миквы стоит 7 шекелей, но кассира нет -- деньги просто бросают в копилку.

Вид с пандуса на Стену Плача (на фото она справа). Ещё нет 8 часов -- поэтому народа на площади совсем мало.



У стены лежит полицейский НЗ -- пластиковые щиты. На всякий случай. Временами они бывают нужны.



Хмурое небо, мокрые камни.




б




Очень много полиции. Израильские полицейские. В основном арабы. Какой они веры -- не знаю. Среди арабов есть шииты, сунниты,  православные, католики, протестанты, друзы... Есть вообще нерелигиозные. Израильтяне часто считают друзов отдельным народом -- Потому что и сами друзы считают себя прежде всего друзами. Но язык при этом у них арабский.
Храмовая гора находится под юрисдикцией мусульманского духовного управления. Но охраняют её и поддерживают на ней порядок израильские полицейские. Из этого не следует, что они как-то поддерживают там евреев и стараются притеснить мусульман. Для полицейского главное -- прийти домой на своих ногах и с целой головой. А для этого надо в зародыше гасить все конфликты. Перед входом спрашивают, нет ли с собой религиозной литературы и культовых предметов, предупреждают, что на горе нельзя молиться, петь... Подавляющее большинство здешней публики -- мусульмане. И не надо их провоцировать.





Полицейские ходят по пятам за каждой группой. Следят, чтобы никто не отставал, не лез, куда не надо... Вот эти двое ребят ходили за нами.



Организатор ежемесячных восхождений на Храмовую гору (он же -- наш гид) -- врач Меир Антопольский.



Мимо мечети Аль-Акса мы идём по периметру горы, вокруг того места, где раньше стоял храм. То там, то здесь на камнях разложены ковры. Моют их, что ли, таким образом?



Вниз уходит лестница. Это не подвал. Это старая лестница, которая вела к храму до его перестройки Иродом в последние десятиления перед началом новой эры. По приказу царя гору местами срыли, местами досыпали -- и старая лестница оказалась в тоннеле.



Народу мало. Одна молитва уже закончилась, другая -- ещё не началась. В крытых галереях в паре мест идут занятия для женщин. Сидят с тетрадками -- что-то обсуждают. Да ещё одна группа западных туристов.



Золотой купол, под которым находится Камень Мироздания. Воспользовавшись обилием воды уборочная машинка отдраивает щётками мостовую.



Когда-то именно здесь стоял иерусалимский храм. А, где сияет золотой купол -- была святая святых этого храма. Куда могли заходить только первосвященники -- да и то, лишь раз в году, в Йом Кипур. Храм имел несколько помещений -- внутрь проходили лишь священники. И несколько дворов -- для разных категорий молящихся. Первый двор -- женский, следующий мужской, потом отдельный двор для священства. Я стал пытать Меира, как же велась служба, если все были распределены по разным дворам.
Известно, что во время каких-то торжественных мероприятий в храме были даже песнопения, но в основном, ответил мне Меир, молились молча. Каждый сам по себе. В Иерусалиме такое представить несложно. Около Стены Плача молятся иногда тысячи людей. Каждый сам. Молча. Или тихо бормоча молитву.



Дождь усиливается.





На дереве висит табличка "Не курить". Посмотрел бы я на того энтузиаста, который умудрится докурить сигарету под таким дождём.



По крытой галерее доходим до входа. Кольцо нашего маршрута замкнулось.





Возвращаемся немного назад и выходим в мусульманский квартал Старого города. Под сводами высоких ворот могут разместиться многие сотни людей. Здесь же -- накрытый куполом колодец.



У нас за спиной остаются ворота на Храмовую гору.


  • 1
Спасибо, очень интересно.

Очень интересно! Спасибо! А без групп туда можно зайти, в одиночку?

(Deleted comment)
К сожалению, до сих пор не знаю. Как я понял, там всё зависит от полиции. А она руководствуется своим пониманием ситуации. Им может просто не понравиться ваш костюм, покажется слишком вызывающим.

Как я понял, иногда можно. Когда полиция считает, что это не мешает местным мусульманам и не приведёт к конфликтам. Но попробуй угадай это иногда. То есть это то - что невозможно спланировать.

Среди арабов есть шииты, сунниты, друзы, православные, католики, протестанты...

Друзы - не арабы. Для арабов друзы - хуже евреев.

Есть и другие неточности.
Но репортаж в целом полезный и интересный.

Язык у друзов арабский? Тогда с точки зрения классического деления на нации - они арабы. Я понимаю, что у них есть свои тёрки, которые по полной сейчас вылезли на поверхность в Сирии, но с точки зрения стороннего человека...
Буду рад получить ваши замечания в виде комментариев. Если я где-то ошибся - пусть люди ориентируются на мнение более компетентного человека.
У меня нет желания строить из себя самого умного в ущерб истине.

Комментарии:

Есть некоторые неточности.

Микве: про воду не точно. См. здесь:
http://www.eleven.co.il/article/12762

Друзы: это не арабы, хотя и говорят на арабском. Это другой народ (например, друзы не женятся и не выходят замуж за арабов).

Входя в Святую Святых: только А-Коэн а-Гадоль (Первосвященник) и только в Йом Кипур.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85

А в остальном всё хорошо.


Спасибо за замечания. Мне поэтому и нравится формат ЖЖ, что каждый, кто знает что-то лучше меня, может вынести свои замечания на всеобщее обозрение. Получается как бы коллективное творчество, где один человек может начать работу, а потом ещё несколько доводят её своими комментариями до ума.

Согласен. Удачи.

По всем вашим замечаниям внёс изменения в основной текст. Ещё раз спасибо.

Очень интересно, спасибо!
А что, подняться туда самостоятельно, в качестве с большим уважением относящегося ко всему туриста, - невозможно?

Насколько я понял, для этого надо попасть на очень тихий день и очень спокойную политическую обстановку.Малейшая эскалация напряжённости - и полиция вообще пускает туда только мусульман. Для молитвы.

Но пробовать, значит, можно. Спасибо :)

Валерий, спасибо большое за интересный репортаж.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account