avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Святыни Иерусалима. Могила праматери Рахели.
avderin
На прошлой неделе побывал на могиле праматери Рахели. Жизнь которой (как и жизнь её семьи) подробно описана в еврейской Торе, часть которой по-совместительству является ещё и христианским Ветхим заветом. Поэтому для обеих религий это захоронение -- святое место. В путеводителях пишут, что для мусульман место тоже священно, но евреи из местной религиозной школы, ешивы, говорят, что, да, христиан здесь бывает много, а вот мусульман не видели.



В отличие от многих других библейских героев, Рахель имеет только одну могилу. Потому что у некоторых ветхозаветных персонажей их бывает и 2, и 3, и 4. Скажем, евреи считаю, что человек похоронен здесь, христиане -- там, мусульмане-шииты обустраивают мавзолей в третьем месте. А есть ещё сунниты, друзы...
Сохранилось множество разновремённых письменных упоминаний об этом захоронении. Самые старые из них насчитывают уже более двух тысяч лет.

Первые впечатления начинаются приблизительно за километр. Дело в том, что могила находится на территории Палестинской автономии. Совсем рядом с Иерусалимом. Чтобы обезопасить паломников, израильтяне воздвигли вокруг гробницы высокую бетонную стену. По моим прикидкам, местами до 10 метров. А сверху ещё колючая проволока. Плюс бронированные наблюдательные башни на углах. Таким же высоким забором огорожена и дорога к захоронению -- получился похожий на ущелье коридор. Над головой -- небо, а больше не видно ничего.







Лестница к закрытым металлическими заслонками наблюдательным бойницам на стене.



Более всего святое место напоминает осаждённую крепость. Но это вовсе не нагнетание атмосферы для осваивания бюджетных денег. Борьба с терроризмом и предотвращение террактов в Израиле -- вынужденная реальность.

Вход в мавзолей. Мальчики направо, девочки -- налево. У иудеев, как и у мусульман, все молельные залы поделены на мужскую и женскую половину. Мусульмане у них это позамствовали. Как и многое другое. Имеющее те истоки христианство от этой практики отказалось.
Идеи феминизма иудаизму чужды. И обычно для мужчин в синагогах отводится в разы больше места. Но, надо отдать должное, могилу Рахели, вопреки этой традиции, поделили поровну -- по справедливости. Один торец и одна боковая стена надгробия обращены к мужской части, и ровно столько же -- к женской.



Весь комплекс помещён внутрь современного здания. Там есть религиозное училище -- ешива. Где круглосуточно ведутся занятия в зале отдельной синагоги.



Под новой крышей размещается старинный склеп. Это открытая, с большими арочными проёмами средневековая беседка, к которой в середине 19 века было пристроено ещё одно похожее помещение. Сегодня и сам склеп и окружающие его залы используется, как синагога.

От входных ворот 19 века остались только столбы. Сегодня и они находятся внутри нового корпуса.



Похоже, украшенные резьбой въездные пилоны были ещё и фонтанами. Из круглого отверстия внизу, видимо, текла в каменную чашу вода.



Выполненные в традициях 19 века современные рукомойники из резного камня.





Мезуза -- футляр с написанным на пергаменте текстом особой молитвы. Крепится к косяку. Если видите такую на входе, значит, в этом доме, офисе, зале... живут, работают, собираются религиозные евреи. Справа наверху -- горящий масляный светильник. Масла там на треть -- литра полтора. Интересно, сколько времени он может гореть с полной заправки?



Арон а-кодеш -- шкаф со свитком Торы -- обязательная принадлежность синагоги. Чаще всего его закрывает расшитый занавес. В современном варианте занавеска нередко скрывает основательный огнестойкий сейф. Свиток пишется на коже, вручную -- эта работа на многие месяцы. Отсюда и по стоимости он может быть вполне сопоставим, скажем, с машиной. Поэтому обращаются со свитком бережно -- чтобы хватило его и внукам, и правнука, и их внукам...



Ещё один арон а-кодеш



В щели между сейфом и стенной нишей люди засовывают записочки с просьбами. Так сказать, письма к богу.



Надгробие накрыто белым, с вышивкой, чехлом . Сверху всё ещё закрыто прозрачной плёнкой.



Справа внизу на плёнку приклеен прозрачный кармашек для посланий. Видно, местным уборщикам уже надоело выковыривать их из всех щелей.



Кто-то стоит молится, прижавшись к саркофагу, кто-то фотографируется на его фоне.



В любой синагоге всегда масса стеллажей с книгами. Каждая книга в 10-20 экземплярах. Для разных дат и разных случаев есть разные молитвы. Поэтому одна и та же книга может одновременна понадобиться многим людям.


?

Log in

No account? Create an account