avderin


Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"


Previous Entry Share Next Entry
Плюньте в рожу тому, кто назовёт Гайдара и Чубайса рыночниками и либералами.
avderin
До сих пор не утихают споры по поводу экономических реформ начала 90-х. И по поводу приватизации. Одни её считают преступлением, другие необходимым шагом для будущего страны.
Для меня та приватизация – образец запредельного идиотизма и некомпетентности.
Лет 10 назад мне попалось очень большое интервью Анатолия Чубайса. Где он соглашался, что они с Гайдаром практически даром раздали весь экономический потенциал страны вчерашним обкомовцам и встающим на ноги бандитам-рэкетирам. «Но зато ничего не досталось иностранцам!» - гордо подытожил Анатолий Борисович. Типа, мы сохранили национальную экономику для нарождающейся российской буржуазии.
Мало того, что он был идиотом в 91-м, так он остался им до сих пор. Так ничего и не поняв. Так ничему и не научившись.
Что они сохранили? Ценнейшее оборудование было продано этими новыми собственниками на металлолом, опустевшие цеха были заброшены, или, в лучшем случае, превращены в оптовые рынки и склады. По всей стране стоят тысячи окончательно умерших и заброшенных заводов. Что они сохранили?
Если они были либералы и рыночники – то должны были выставить всё на действительно конкурентные торги. С участием всех желающих. С участием мировых гигантов. Да, все ЗиЛы и ГАЗы тогда гарантированно ушли бы Фордам и Тойотам. Но за миллиарды долларов. А не за те жалкие копейки, которые заплатили за них мародёрствующие бандиты. Чтобы потом три раза окупить приобретение одной сдачей на металлолом новеньких станков.
Эти деньги позволили бы отремонтировать школы, содержать больницы, платить пенсии старикам, зарплаты бюджетникам – позволили бы не допустить распада государства и превращения его в кормушку для бандитов и чиновников.
Если бы ЗиЛ попал в руки Мерседеса – тот бы вложил в него деньги и организовал на нём по-настоящему современное производство. А не превращал бы цеха в руины и склады китайского ширпотреба.
Эта бездарная приватизация не имела никакого отношения ни к законам рынка, ни к традициям либерализма. Потому что она противоречила и всем экономическим законам и просто здравому смыслу. Два идиота придумали какую-то схему – и реализовали её, угробив экономику огромной страны. А после возомнили себя великими реформаторами.
Говорят, что история не терпит сослагательных наклонений. Мол, откуда ты знаешь, что было бы, если бы они поступили так, как ты говоришь. Откуда? Я был в те самые годы в Чехии и Словакии. Где реформы, приватизация проводились действительно рыночными методами. Так у них не было ни зашкаливающей инфляции, ни чудовищного роста цен, ни массовой безработицы. Да, Шкоду купил немецкий Фольксваген. Но Фольксваген после этого вложил в её модернизацию сотни миллионов долларов. Фольксваген сделал Шкоду одним из лидеров мирового автостроения. Фольксваген даёт работу десяткам тысяч чехов и платит в чешсую казну кучу налогов. В отличие от бандитов. И их преемников. Которые зачастую ничего в казну не приносят, зато сосут из неё деньги постоянно. В маленькой Чехии на 10 миллионов населения в год выпускается миллион автомобилей. Большая часть идёт на экспорт. Это плохо? Лучше было бы, если бы чешские бандюки превратили бы знаменитый автозавод во вьетнамскую барахолку?
Так что: ещё раз повторяю – Гайдар и Чубайс никакие не рыночники и никакие не либералы. Они обычные профессионально-безграмотные идиоты.

  • 1
Гайдар и Чубайс вовсе не задавались целями "улучшения экономики".
Этак можно договориться до приписывания им сочувствия неэффективным старушкам и боженьки-труположества.

Они задавались целью отобрать собственность и политическую власть у социально-далёких им (кодово обозначаемых как "коммунизм") и передать их социально-близким ("некоммунистам", cronies etc.).



Edited at 2017-08-06 10:50 am (UTC)

Как всегда в России - идея-то была верная, а вот реализация... Хуже можно было бы, да некуда...

Не стоит обольщаться
Если бы "Мерседес" тогда купил ЗиЛ, то - сделал бы это лишь при одном условии -ЗиЛ представлят собой потенциального конкурента, и его необходимо купить пока другие конкуренты "Мерседеса" не сделали это. Покупать действующие производственные мощности, завязанные на множество других производственных комплексов, имеет смысл только в случае если вы можете купить весь этот комплекс, или - наиболее принципиальные его части, что, кстати, и было сделано в случае "Шкоды" и "Сеата". В случае ЗиЛа это было невозможно. Поэтому и купил бы он его лишь с одной целью - ликвидировать ЗиЛ с максимально возможной выгодой для себя в максимально сжатые сроки. Что и произошло с большей частью индустрии ГДР после объединения с ФРГ.
Кроме того, как Вы думаете, а что мог бы "Мерседес" производить используя мощности ЗиЛа. И какова была бы прибыль от этих продаж? Вы уверены, что она покрыла бы те самые упомянутые Вами миллиарды? И куда бы они девали произведенные на ЗиЛе сотни тысяч автомобилей? Кто бы их купил?

Во-первых, даже Бычки тогда ещё можно было продавать. Пусть они хуже, но в разы дешевле Мерсовских грузовиков. Во-вторых, завод не обязательно должен производить полный автомобиль. Его бы потихоньку приспособили клепать крыло для одного мерса, капот для другого, десяток шестерёнок для третьего. А там бы какой-нибудь старый грузовичок начали собирать - подешевле, для восточной Европы.

Вы это серъезно?
Попробуйте поставить себя на место управленца Мерседеса, который по должности должен принимать такого рода решеня,подразумевая, конечно, что он - не мазохист, и ответить на простой вопрос: а нафига? Зачем Мерседесу какие-то "бычки" сконструированные под позавчерашние технологии и соответсвенно изготовленные и собранные. Зачем Мерседесу позавчерашние производственные мощности, когда не полностью загружены его собственные нынешние наличные мощности, на расширение которых, буде в том необходимость, надо потратить на порядок меньшие суммы? Какие детали и для каких машин, уже не говоря об узлах и агрегатах, на этих мощностях можно произвести, если даже простейшие болты давно уже делаются не так как это делалось на ЗиЛе? Не говоря уже о том, что современные общепринятые системы контроля качества просто не будут работать с этим давно уже морально устаревшим оборудованием. Для этого точно надо быть особо злостным мазохистом чтобы принять решение о покупке подобного музейного экспоната.

Была огромная страна, которая потребляла массу своего говна. И продолжала бы ещё какое-то время потреблять, если бы её не загнали в жопу бездарные управленцы. Если бы в России продолжали покупать Бычков, Мерседес, купив завод, продолжал бы их делать для России. Потихоньку модернизируя производство.
В Чехии, где не было такого резкого разового разорения, они и свои пылесосы какое-то время выпускали, и трамваи, и Шкоды... Потихоньку вползая в международное разделение труда и новые технологии.

М-да. ...
При всем уважении к Вам, не могу удержаться от того чтобы лишний раз сказать, что наша беда - совсем не в дураках или в дорогах. Наша самая большая беда в повальном, возведенным в норму дилетантизме. Начиная от ленинской кухарки дорвавшейся до управления государством и до позднесоветских рационализаторов, гробящих весьма дорогостоящее импортное производственное оборудование. От функционально - как экономистов - безграмотных всяческих гайдаров с чубайсами до уже закритической массы нынешних хозяйствущих субъектов как в погонах так и без оных. И все они - дилетанты - искренне убеждены в том, что мир устроен именно так как они представляют его себе, и что все прочие должны без рассуждений исполнять то что они - дилетанты - велят, поскольку именно им - дилетантам - дана такая власть.
Вы пишите: "... И продолжала бы ещё какое-то время потреблять, если бы её не загнали в жопу бездарные управленцы." Почему фермер должен "потреблять" то, что ломается буквально каждые несколько моточасов? Почему он не должен "потреблять" то что без единой поломки отработает в страду? Только потому, что Вы так хотите? И чем Вы в таком случае отличаетесь от "бездарных управленцев"?
Кстати, модернизаций "потихоньку" не бывает. В современном массовом производстве нельзя просто заменить одну машину или станок другой более производительной или более точной. Меняют всю цепочку, разом.
И еще одно "кстати". Потихоньку вползти в международное разделение и труда и новые технологии невозможно. Туда не вползают а входят со своими рыночными преимуществами и своими конструктивными или технологическими разработками. Потихоньку вползти можно в банкротство, используя наличные финансовые и производственные ресурсы не на то что нужно потребителю, а тратя их на свои дилетантские фантазии. Типичный уже пример - г-н Прохоров с его автомобилем.

У потребителя в одной стране запросы часто иные, чем в другой. В том числе и потому, что ему не по карману то, что потребляют соседи. Читал, что в Индии производят машины, которые за пределами Индии никому не нужны. Потому что это консервная банка с мотором. И в Индии их покупают. Потому что современный автомобиль с электрическими стеклоподъёмниками, кондиционерами и т.ю. индийцам не по карману. Даже такая инвалидка в духе "Операции Ы" большинству индийцев не по карману. Поэтому производить её - вполне целесообразно и рентабельно. Важно правильно определить такие ниши - и суметь их заполнить.
А насчёт компетентности - согласен с вами целиком и полностью. Особенно меня умиляют всякие генералы, которые считают, что для, решения даже проблем коммунального хозяйства надо просто побольше танков и побольше указов, типа, с 14 числа всем быть сытыми и довольными.

Одна из главных страшилок при советской власти, что проклятые буржуи хотят отобрать заводы и недра у трудового народа.
И если бы в начале 90-ых Ельцин допустил бы западные корпорации к приватизации, то возмущенный народ, подстрекаемый всякими "Трудовыми Россиями", сравнял бы Кремль с землей. Как же, буржуи купят всенародную собственность

ЗЫ Во время дела Юкоса в российских СМИ была истерика, что вот Ходорковск ий хотел продать россйскую нефть то Бритиш Петролеум, то ли Шелл (сейчас уже не помню)

Вы знаете, народное мнение так быстро меняется на прямо противоположное. Пропагандистская компания на ТВ делает это просто очень быстро. Когда в середине 90-х была альтернатива: Ельцин или Зюганов. Казённая пропаганда очень быстро организовала перевес Ельцина. И такое было во все времена. Фараон Энатон взял и отменил всех богов в Египте, кроме Атона. Народ очень быстро к этому привык. А следующий фараон под давлением оставшихся без работы жрецов снова вернул весь кагал. Народ и это проглотил.

Согласен.Но в 96-ом была была не только казенная пропаганда. Ведь и олигархи заключили перемирие и поучаствовали кто как мог: деньги, частные СМИ.А после победы Ельцина опять начались олигархические войны.
Да и журналисты промеж собой договорились не критиковать Ельцина.

Сравнение с Чехией не корректно: страны разные, население разное, менталитет разный, стаж жизни при социализме разный

  • 1
?

Log in

No account? Create an account